Как вести себя в стрессовой ситуации и справиться с последствиями трагедии

  •  Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности, окружите его любовью семьи, проводите с ним больше времени.
  •  Ваша реакция во много определяет то, как будет реагировать на событие ребенок: он копирует формы реагирования взрослого. Оставайтесь спокойным, будьте сильным, не паникуйте, приобщите ребенка к позитивным формам совладания с ситуацией.
  •  Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Для получения новостей лучше использовать радио – зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.
  •  Имейте в виду, что реакция ребенка зависит от возраста. Особенно острой она может быть у подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в его поведении особенно остры и длительны.
  •  Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. Что и как сказать – зависит от возраста. Основная задача (вне зависимости от возраста) – это помочь детям восстановить чувство безопасности.
  • Для дошкольников достаточно признать, что произошло что-то нехорошее, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды. Детям этого возраста не нужно смотреть передачи о трагических событиях по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что ребенок знает о случившемся, что по этому поводу думает, что слышал в школе от других детей. В этом возрасте дети и спытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы. Не бойтесь признать, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившееся не повторилось, что родители и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности.
Средняя и старшая школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или, наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка обсуждать ситуацию, пока он не будет к этому готов.

  •  Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что ваше уравновешенное поведение больше всего будет способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните – эти чувства нормальны в сложившейся ситуации.
  •  Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о произошедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом – пластилином, красками, журналами.
  •  Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.
  •  Ребенок может повторять снова и снова одну и ту же игру или рассказ. Это может показаться утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка – он следит за реакцией родителей. Если же ребенок «застревает» на этом и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.
  •  Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить ощущение стабильности и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.
  •  Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими – учителем, тренером и т.д. Узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
  •  Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много времени спустя после травматического события.
  •  Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь другим людям. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь.
  •  Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ему успокоиться – как через психологический канал, так и через физический. Детям может потребоваться не только больше ласки и внимания, но и больше выхода физической энергии. Укладывание спать может стать очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.
  •  Не бойтесь обраться за помощью, если считаете, что она вам необходима. Дайте себе и ребенку время восстановиться, осознать случившееся.

Методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
1. Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте мысленно его сжимать, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
2. Дыхательные упражнения
А) Принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.
Б) Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Повторите упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
3. При сильном эмоциональном напряжении слегка помассируйте кончик мизинца.