Первый раз в первый класс или как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям обучения

Праздничная линейка, громкий звонок, море цветов и улыбок! Вчерашний малыш делает такой важный шаг во взрослую жизнь. Первый класс — сложный и стрессовый период для любого ребёнка. Весь его мир кардинально меняется. Помочь маленькому ученику адаптироваться — главная задача родителей.

Начинать подготовку к школе нужно заранее. Хорошо, если есть опыт посещения детского сада или занятий по развитию в психологическом детском центре. Подобные учреждения формируют первичные навыки общения в большом коллективе, знакомят с правилами поведения и учат взаимодействовать с малознакомыми старшими. Все это способствует безболезненному привыканию к школьной среде.

Социальная адаптация детей — в данном случае первоклассников — условно делится на физиологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация

Связана со сменой режима, изменениями в двигательной активности, возрастающими физическими нагрузкам. Самые сложные первые 2—3 недели. Данный период в психологии принято называть «физиологической бурей». Непривычный жёсткий распорядок, смена ведущей деятельности с игровой на учебную, новая обстановка. Все это стрессовые факторы, вызывающие острые физические реакции: переутомление, усталость, вялость, раздражительность, нервное перенапряжение.
В конце первого месяца наступает период неустойчивого приспособления, который характеризуется поиском и выработкой новых поведенческих реакций. После 2—3 месяцев обучения начинается последний этап — относительно устойчивое приспособление. Происходит закрепление и отшлифовка новых поведенческих реакций. В целом физиологическая адаптация завершается через 6 месяцев, но вполне может продолжаться и весь первый учебный год.

Рекомендации родителям:

1. Режим дня. Обязательно: дневной сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе, перерыв между школой и домашним заданием не менее 3 часов.
       2. Полноценное питание. Здоровая, богатая на витамины, полезная еда — залог энергии и активности.
       3. Отдых. Семейные выходные на свежем воздухе: даче, парке, лесу. Пешие и велосипедные прогулки, футбол, любимые подвижные игры помогут снять напряжение.

Социально-психологическая адаптация

Новый детский коллектив, незнакомые преподаватели и умственная нагрузка — факторы психоэмоционального стресса. Первоклассник вынужден одновременно приспосабливаться к школьным правилам, искать своё место в классе и общий язык с учителем. Психологическое привыкание или адаптация первоклассника занимает от 3 до 6 месяцев. Его успех и скорость во многом зависят от особенностей самого ребёнка.

Рекомендации родителям:

1. Внимание. Уделяйте больше внимания и любви своему чаду. В этот период он остро нуждается в понимании и принятии.

2. Похвала. Хвалите малыша каждый день, его старания должны быть оценены по достоинству. Так, у первоклассника формируется и интерес к обучению.

3. Личный опыт. Делитесь собственными школьными воспоминаниями, переживаниями. Расскажите какие трудности были у вас в его возрасте и как вы их преодолели.

4. Мотивация. Почаще говорите ребёнку о том, как гордитесь, что он стал таким взрослым и самостоятельным. Подкрепляйте успехи в обучении и поведении маленькими сюрпризами, ласковыми словами.

5. Интересуйтесь. Возьмите за правило ежедневно расспрашивать о школьном дне. Внимательно выслушивайте ребёнка. Откликайтесь на его просьбы, помогайте, старайтесь всегда быть в курсе проблем.

 

 Следуя этим несложным советам, вы сделаете адаптацию к школе максимально безболезненной.