Кабинет воспитательной работы

Концепция воспитательной системы получила название «Школа социального успеха» не случайно. В современном обществе (на современном этапе развития образования) результаты и эффективность воспитания определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к социальной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. А одной из основных целей образования становится не просто обеспечение социализации учащихся, а развитие у них социальной компетентности. Данные положения легли в основу концепции воспитательной системы гимназии.

Исходя из понимания социальной компетентности как интегративной личностной характеристики, позволяющей человеку использовать накапливаемый социальный опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности, были выделены основные компоненты, сущностные характеристики социальной компетентности и основные педагогические условия способствующие развитию их у учащихся. В ходе теоретического анализа по проблеме реализации компетентностного подхода в образовательном процессе были определены основные направления, этапы  и технологии становления воспитательной системы

Так как на первом этапе  воспитательная работа должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение  для ребенка чувства психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых, совместная деятельность педагогического коллектива гимназии в сотрудничестве с родителями по  созданию комфортной атмосферы получила название «Найти дорогу в свой дом».

Социально компетентного ученика характеризует способность к самопознанию, самопроектированию, самоанализу, саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому важно помочь ученику научиться быть в ладу с самим собой, то есть «найти дорогу к себе», чему был посвящен второй этап становления воспитательной системы гимназии.

Наконец, на третьем этапе в качестве основной идеи становится идея ценностных отношений с другими людьми. При этом важно научить ребенка  жить в ладу с другими,  проявлять нравственное отношение к людям, то есть  «Найти дорогу к другим».

Данные этапы являются структурно-функциональными элементами воспитательной системы, реализация содержания которой осуществляется не поэтапно, а целостно, с пересечением, дополнением и интеграцией названных этапов воспитательной работы: невозможно создавать уютную атмосферу в своем коллективе и игнорировать психологический климат и чувства участников данного коллектива.  Накопленный опыт  воспитательной деятельности по  каждому этапу должен найти отражение в целостной воспитательной системе (ВС) гимназии, обеспечивая  преемственность в развитии и воспитании  личности гимназиста  на протяжении школьной жизни.

Успешное прохождение всех этапов «Школы социального успеха» позволяет решить актуальные задачи модернизации образования, а именно воспитать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, к личностному  и профессиональному самоопределению и саморазвитию в процессе жизнедеятельности

В соответствии с гуманистическими ценностями и существующим социальным заказом, была определена система и содержание ценностей и социально значимых ролей, способствующих развитию социальной компетентности, успешной социальной адаптации  и самореализации выпускников гимназии.

1.«Человек»

- «Я» - Творец собственной судьбы - Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий эти знания для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной самореализации.

- «Другой человек» - Субъект общения - Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.

2. «Знание» - Ученик - Жизнь, как постоянное учение. Это – роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

3. «Труд» - Труженик - Высококвалифицированный работник. Это человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.

4. «Здоровье» - Приверженец здорового образа жизни – человек, осознающий, что здоровье – одна из главных жизненных ценностей. У него выработана привычка к здоровому образу жизни.

5. «Искусство» - Ценитель и творец прекрасного - Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

6. «Природа» - Защитник окружающей среды - Выступая в этой роли, личность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

7. «Отечество» - Информированный гражданин - Это личность, хорошо осведомленная в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и  социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

8. «Семья» - Семьянин. Человек, относящийся к браку как к важнейшему жизненному выбору, настроенный создать крепкую, благополучную, счастливую семью, готовый к семейной жизни, осознающий ответственность за воспитание своих детей. Данная роль предполагает формирование у выпускника сыновье-дочернего долга, супружеской культуры, включает знания о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола.

Истина, Жизнь, Мир - рассматриваются нами как фундаментальные ценности, определяющие отношения человека с миром, постигаемые посредством освоения ранее указанных нами в модели работы гимназии (далее – модель) ценностей, пронизывающие их и являющиеся необходимым условием существования человека.

Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: ценностно-ориентировочную, коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую, трудовую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативная, игровую.