Советы учителя-логопеда

Пишем без ошибок

Уже давно психологи и учителя-логопеды говорят, что главное в дошкольной подготовке не научить ребёнка читать и писать, а психологически подготовить его к школе. Что под этим подразумевается? У начинающего школьника должно быть достаточно сформирована произвольная сфера, как в деятельности, так и в познавательных процессах, т.е. он должен делать не то, что ему данный момент хочется, а то, что требует учитель, запоминать то, что нужно и когда нужно, суметь активно работать весь урок.
Кроме того, такие познавательные процессы, как память, внимание, восприятие должны быть сформированы соответственно возрастным нормам.
И, конечно, интеллектуальное, речевое, моторное развитие должно также соответствовать возрасту.
Когда же могут появиться первые признаки нарушений? При обучении чтению – уже на первых этапах; при обучении письму – во второй половине первого года и во втором классе. Иногда наиболее ярко специфические ошибки появляются в 3 классе. Но в этом случае первые признаки всё же были и раньше, только остались незамеченными.
На первых этапах работа с ребёнком, имеющими проблемы с письмом и чтением идёт в основном устная работа. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допущены при их написании, фиксируются в памяти ребёнка.
Родителям можно посоветовать упражнение «Коррекционная проба». При успешном выполнении этого упражнения не реже 5 дней в неделю в течение 5 минут, через 2-3 месяца уменьшится количество ошибок.
Дайте ребёнку ненужную неинтересную книгу с достаточным по размеру шрифтом. В этой книге он должен ежедневно находить заданную букву. В начале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачёркивать, а другую обвести в кружочек.
Но, вообще, в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.
Каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Один будет сидеть дома или в школе, выполнять все упражнения, которые ему предложат. Другой через 7-19 минут не будет знать, куда деть руки и ноги. Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать.
И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ слов, и развитие памяти, внимания – всё это можно делать в любой обстановке – примените свою фантазию. Это касается и родителей. Например:
1.Вы убираете на кухне, ребёнок находится рядом. Пусть он найдёт не менее 10 названий предметов, где есть, например, звук «с».
2.Идёте ребёнком из школы, попросите, чтобы он 1 минуту внимательно смотрел на дорогу, потом спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало, или что-либо другое.
3.Вы приходите с ребёнком в магазин, можно использовать время покупок для развития звукобуквенного анализа: попросите ребёнка найти продукты с заданным звуком.
4.Развивая слуховое внимание, попросите ребёнка не разговаривать 1 минуту, не объясняя причину, затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъёме, без насилия.
Бывает так, что неуспешный ребёнок в школе прекрасно занимается со специалистом. И происходит это потому, что его просто по-другому стали учить, учитывая все его особенности. И глядишь, глаза засветились, улыбка появилась на лице ученика, родители облегченно вздыхают.
Я уверена, что превосходных результатов можно добиться в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи тогда, когда все вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и конечно, родители.

Общественная палата Белгородской области

Телефон: (4722) 32-16-16
Адрес: 308005, г. Белгород, Соборная площадь, д.4 каб. 231

 

Уполномоченный по правам ребенка Белгородской области

Галина Анатольевна Пятых
Телефон: +7 (4722) 23-10-43
Факс: +7 (4722)33-54-30
Адрес: Белгородская обл, г Белгород

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Web-сайт: http://belgorod.rfdeti.ru

Информация о приеме:
Адрес:
г. Белгород, пр-т Славы, 24 Индекс 308026
Прием граждан: второй, четвёртый вторник месяца

 

Управление социальной защиты населения Белгородской области

 

308000, Белгород, проспект Славы, 24

Телефон: (4722) 27-62-25

Сайт