Часы консультативного приема родителей

Ф.И.О. педагога – психолога 

День недели

Время

Бабакова Евгения Николаевна

(курирование классов начальной школы) 

вторник 

13.00 – 14.00

четверг

14.30 – 16.30

Зотьева Елена Николаевна

(курирование классов основной и старшей школы) 

понедельник

12.00 – 13.00

среда

15.00 – 17.00

 Телефон (4722) 380743

 

Всё в наших руках:

Программа Психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ и педагогов, находящихся в условиях реализации инклюзивной практики

Практические советы по развитию учебной мотивации

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

 КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска

           «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

 Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать». Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации (+–?): «Я это знал(а)», «Это для меня абсолютно новое», «Это противоречит тому, что я знал(а)», «Я хочу об этом узнать побольше».

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

 

КИТ 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» 

«Почему ты ходишь в школу?» Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения (детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, за какой партой и с кем сидеть…

 

КИТ 3. Ощущение компетентности 

«У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться — ощущение собственной компетентности. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.

Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

 

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Рекомендации родителям пятиклассников: 

Понаблюдайте за своим ребенком. Как пятиклассник, он должен: 
 - уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;ü 
-  правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;ü 
 - стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;ü 
 - уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;ü 
 - иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;ü 
-  уметь общаться с другими взрослыми (продавцом, врачом и т.д.);ü 
 - предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.ü 

Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня 
ВАЖНО ЗНАТЬ: 
- об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой; 
- о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме; 
- об изменении в питании ребенка, связном с его большей самостоятельностью. 


РЕКОМЕНДАЦИИ: 
1. Необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. 
2. Предупреждение близорукости, искривление позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима. 
3. Обязательное введение в рацион ребенка витаминов, фруктов и овощей. 
4. Закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи. 
5. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. 
6. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. 
7. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на некоторые неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 
8. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). 
9. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. 
10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. 
11. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. 

Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка 
 1. Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
 2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах. 
 3. Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми. 
 4. По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность. 
 5. Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
 6. Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка, появившиеся в связи с преподаванием новых предметов. 
 7. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 
 8. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. 
 9. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Правила поведения для родителей на начальной стадии конфликта: 
1. Дайте свободу. Привыкните к мысли, что ваш ребенок уже вырос, поэтому постоянно удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это не что иное, как стремление выйти из под вашей опеки. 
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственную точку зрения. 
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Если и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. 
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, поэтому чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. 
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас. 
6. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет не зыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения. 

Принципы поддержания самооценки подростка 
 - Безусловно принимать его. 
 - С участием слушать рассказы о его переживаниях и потребностях. 
-  Чаще проводить время (читать, заниматься) вместе. 
 - Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам. 
 - Помогать, когда ребенок об этом просит. 
 - Хвалить за успехи. 
 - Делиться своими чувствами (т.е. доверять). 
 - Конструктивно решать возникающие конфликты. 
 - Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать». 

Первый раз в первый класс или как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям обучения

Праздничная линейка, громкий звонок, море цветов и улыбок! Вчерашний малыш делает такой важный шаг во взрослую жизнь. Первый класс — сложный и стрессовый период для любого ребёнка. Весь его мир кардинально меняется. Помочь маленькому ученику адаптироваться — главная задача родителей.

Начинать подготовку к школе нужно заранее. Хорошо, если есть опыт посещения детского сада или занятий по развитию в психологическом детском центре. Подобные учреждения формируют первичные навыки общения в большом коллективе, знакомят с правилами поведения и учат взаимодействовать с малознакомыми старшими. Все это способствует безболезненному привыканию к школьной среде.

Социальная адаптация детей — в данном случае первоклассников — условно делится на физиологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация

Связана со сменой режима, изменениями в двигательной активности, возрастающими физическими нагрузкам. Самые сложные первые 2—3 недели. Данный период в психологии принято называть «физиологической бурей». Непривычный жёсткий распорядок, смена ведущей деятельности с игровой на учебную, новая обстановка. Все это стрессовые факторы, вызывающие острые физические реакции: переутомление, усталость, вялость, раздражительность, нервное перенапряжение.
В конце первого месяца наступает период неустойчивого приспособления, который характеризуется поиском и выработкой новых поведенческих реакций. После 2—3 месяцев обучения начинается последний этап — относительно устойчивое приспособление. Происходит закрепление и отшлифовка новых поведенческих реакций. В целом физиологическая адаптация завершается через 6 месяцев, но вполне может продолжаться и весь первый учебный год.

Рекомендации родителям:

1. Режим дня. Обязательно: дневной сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе, перерыв между школой и домашним заданием не менее 3 часов.
       2. Полноценное питание. Здоровая, богатая на витамины, полезная еда — залог энергии и активности.
       3. Отдых. Семейные выходные на свежем воздухе: даче, парке, лесу. Пешие и велосипедные прогулки, футбол, любимые подвижные игры помогут снять напряжение.

Социально-психологическая адаптация

Новый детский коллектив, незнакомые преподаватели и умственная нагрузка — факторы психоэмоционального стресса. Первоклассник вынужден одновременно приспосабливаться к школьным правилам, искать своё место в классе и общий язык с учителем. Психологическое привыкание или адаптация первоклассника занимает от 3 до 6 месяцев. Его успех и скорость во многом зависят от особенностей самого ребёнка.

Рекомендации родителям:

1. Внимание. Уделяйте больше внимания и любви своему чаду. В этот период он остро нуждается в понимании и принятии.

2. Похвала. Хвалите малыша каждый день, его старания должны быть оценены по достоинству. Так, у первоклассника формируется и интерес к обучению.

3. Личный опыт. Делитесь собственными школьными воспоминаниями, переживаниями. Расскажите какие трудности были у вас в его возрасте и как вы их преодолели.

4. Мотивация. Почаще говорите ребёнку о том, как гордитесь, что он стал таким взрослым и самостоятельным. Подкрепляйте успехи в обучении и поведении маленькими сюрпризами, ласковыми словами.

5. Интересуйтесь. Возьмите за правило ежедневно расспрашивать о школьном дне. Внимательно выслушивайте ребёнка. Откликайтесь на его просьбы, помогайте, старайтесь всегда быть в курсе проблем.

 

 Следуя этим несложным советам, вы сделаете адаптацию к школе максимально безболезненной.